Как убрать лямбда зонд - BLOCK-CHEVROLET.RU

Как убрать лямбда зонд

Удаление катализатора. Механические обманки и эмуляторы лямбда зонда. Вопросы и ответы

Уважаемые коллеги, владельцы автомобилей, в данном посте постараюсь кратко объяснить разницу механизма удаления катализатора, методам борьбы с последующими «Сheck»ами, разницу между обманкой лямбда зонда и электронным эмулятором лямбда зонда. Суть в чем: вы решили удалить катализатор. Знайте, этот поступок не пройдет бесследно для электроники вашего автомобиля, которая отвечает за экологический класс ( выхлоп ) При удалении катализатора в большинстве случаев на приборной панели загорится «Check ingine» . Для многих это откровение. Да, выбив катализатор, вы нарушили конструкцию выхлопной системы и электроника автомобиля даст вам об этом знать разными методами.
Катализатор удален, необходимо что то вставить вместо него и убедить электронику, что это именно то что надо. Помните, от конструкции того, что вам вставляют очень много зависит. Как минимум это должен быть пламенегаситель, с толковой перфорацией, что бы не заузить диаметр выхлопной трубы. По роду работы я часто наблюдал образцы редкого конструкторского идиотизма, когда в самодельную банку для катализатора была вварена флейта без перфорации с маленьким центральным отверстием. Говоря человеческим языком, это заварить выхлопную систему и просверлить в центре маленькую дырочку. Выхлопные газы создавали дикое обратное давление, чем гробили двигатель. Дальше самое интересное. Объясню кратко и просто. Начинается адаптация нового железного устройства с электроникой машины. Делается эта и ей подобные операции следующими методами:

— механическая обманка ( фото 1 прилагается ) — это изделие из металла — простой и надежный метод. В народе еще зовется «гондончик», или «токарь дядя Миша нам поможет».
В двух словах — суть метода заключается в том, что надо заставить «дышать» лямбда-зонд «чуть подальше» от выхлопного тракта, да «через маленькую дырочку» — в результате, мы тоже получим более слабую синусоиду и мозг будет считать, что всему этому «виной» нормально работающий катализатор.
Основная проблема механической обманки — диаметр входного отверстия для лямбда зонда. Под разные машины оно может быть разным. Отверстие должно быть диаметром 1-2мм, хотя, есть случаи, когда и с отверстием в 6мм Check больше не загорался, но стоит начать с отверстия в 1-2мм диаметром (как указано ниже на чертеже — 2мм). Может понадобится несколько раз снимать и рассверливать под больший диаметр .

— Электронный эмулятор лямбда зонда (фото 2 прилагается) — некое конструкторское решение разных производитетелей. Электронная обманка представляет собой небольшой модуль размером со спичечный коробок (пример на фото 2

). Она преобразует сигнал, поступающий от лямбда-зонда в блок управления, по специально заложенной схеме. В итоге гасится ошибка катализатора (обычно P0420), которая неизбежна в случае удаления нейтрализатора газов из выхлопной системы. Электронные эмуляторы бывают одно и двух анальные. Двух анальные для V — образных двигателей. Стоимость от 1500 до 3000 руб.

— Любительский способ: ( фото 3) Зонд первичный необходимо адаптировать к установке в штатное место вторичного, удлиннив его провода на 10 сантиметров. Далее обмануть «мозг» машины, чтоб он думал как надо, то есть принимал правильный сигнал с самого зонда и думал о целостности нагревателя. Сопротивление в работающей цепи нагревателя должно составлять 10-40 Ом. Возможно их взаимозаменять, ибо диагностировались они одинаково. Соответственно между двумя чёрными проводами зонда должно присутствовать сопротивление от 10 до 40 Ом. Далее необходимо подправить сигнал с зонда. Для этого приобретаем ещё 2 детали: резистор (сопротивление) на 1 МОм (мегаОм) и керамический конденсатор на 1 мКф (микроФарад).
Тут разница в деталях и их характеристиках. Этот метод только для энтузиастов.

— Чиптюнинг : Наиболее простой и удобный способ, ибо не надо ни вытачивать проставку, ни паять конденсаторы. Мы просто едем к чиповщику, и просим его программно выключить опрос второго лямбда зонда. После чего уезжаем и навсегда забываем об этой проблеме (но не о чиповщике)

Надеюсь я смог объяснить желающим поменять или выбить катализатор, что выбить — это первый шаг, на нем все не кончится. Если цена работ по замене катализатора может достигать 2000 руб, то последующая адаптация электронной системы может составить 4000 руб. Приезжайте на консультацию сначала. Если у вас Пежо с V-образным двигателем и 4 катализаторами, который уже есть за 18 литров на трассе и не едет, то цена вопроса превысит 15000 руб.
Цена вопроса может быть от 2000 до 25000 руб. Это надо понимать .
Да, совсем забыл …После удаления катализатора вам будет чрезвычайно тяжело пройти ТО в Европе

Отключение лямбды — удаление датчика кислорода

Все современные автомобили оснащены компонентами, предназначение которых заключается в очистке выхлопных газов от веществ, наносящих вред экологии и человеческому организму. В частности, это катализаторы. Их корректную работу контролируют кислородные датчики (лямбда-зонды). Они определяют, сколько кислорода содержится в газах в процентном соотношении, а затем передают информацию на ЭБУ. В зависимости от этого автомобиль регулирует нюансы подачи топливной смеси.

Отключение лямбды может потребоваться в том случае, если каталитический нейтрализатор удален либо неисправен. На приборной панели горит сигнал «чек» (Check Engine), а машина может работать хуже. Удаление датчика приводит к тому, что электроника не воспринимает его показания и работает как обычно.

Минусы отключения лямбда-зонда

Мнения экспертов по поводу целесообразности процедуры расходятся. Некоторые мастера убеждены, что датчику нельзя отключаться, поскольку в этом случае ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля активирует автономный режим подачи топлива, и это окажет отрицательное влияние на расход горючего. Кроме того, если ездить со сломанным либо отключенным кислородным датчиком, то есть вероятность возникновения таких проблем:

  • Ухудшение запуска мотора из-за появления налета сажи на свечах зажигания — особенно это выражается при холодном запуске, зазор свечи становится меньше, а ТВС хуже воспламеняется;
  • Снижение мощности автомобиля в связи с нагаром на клапанах, уменьшающему продуваемость выхлопных и всасывающих ходов в головке блока цилиндров;
  • Самопроизвольное выключение двигателя после старта вследствие расплавления катализатора из-за большого количества нагара;
  • Кроме того, нагар на поршнях приводит и к более серьезным поломкам.

Нужно отметить, что вероятность данных неполадок гораздо выше, если процедуру удаления лямбды производит непрофессиональный работник. Если мастер понимает, что и как он делает, и не просто снимает запчасть, а совмещает процедуру с программной перепрошивкой, то проблемы возникают редко.

Зачем нужна лямбда

Ключевое предназначение датчика — контролировать правильный состав топливной смеси. Ее состояние определяется количеством кислорода в выхлопе. Показатели должны соответствовать нормам, иначе:

  • Если кислорода мало, то с выхлопом будет выходить сажа, значит, топливо сгорает неправильно;
  • Если кислорода много, то вытесняется оксид азота, что негативно влияет на работу двигателя.

Вот почему датчик кислорода — очень важный элемент для нормального функционирования автомобиля. С его помощью осуществляется контроль эффективности работы мотора путем регулирования состава топливно-воздушной смеси. Двигатель работает хорошо только в том случае, если в цилиндры подается строго определенный объем горючего. При неправильной работе лямбды расход зачастую понижается, возникает неконтролируемый выбор загрязняющих компонентов, а автомобиль не соответствует установленным законом нормам.

Особенности диагностики

Иногда за необходимость отключения кислородного датчика принимают иные неисправности, с этим не связанные. Из этого следует, что перед тем, как убирать его, нужно провести тщательную диагностику с использованием сканера. Компьютер покажет, действительно ли проблема в зонде, или причиной неисправностей являются другие изъяны либо их комплекс.

Конечно, есть и самый простой диагностический метод, который заключается в простом отключении зонда и проверка качества работы авто без него. Ожидается, что при удалении датчика двигатель начнет работать хуже или вообще не заведется. Если же никаких изменений нет, значит, датчик кислорода уже давно неисправен и не реагирует на выхлопы должным образом.

Читайте также  Расход топлива рено кангу

Установка обманки

Если датчик вышел из строя, то починке он не поддается, и можно удалить лямбда зонд или заменить его на новый (что достаточно дорого, особенно для некоторых моделей авто). Также можно установить обманку лямбды. Второй способ чаще выбирается из-за его дешевизны и простоты. Суть небольшого механического устройства в том, что оно отправляет ЭБУ сигнал, который похож на рабочий, чтобы компьютеру казалось, что отклонений нет. Конечно, при этом качество ТВС резко падает и выхлопные газы становятся менее экологичными.

Виды обманок на лямбда-зонд:

  • Механическая «заглушка», внутри которой находится уменьшенная версия катализатора, немного очищающая выхлопные газы. Стоит гораздо дешевле обычного катализатора, а также отличается универсальностью — подходит почти на любые авто;
  • Электронная обманка. Под этим термином имеется в виду перепрограммирование ЭБУ, например, под стандарт Евро-2, который снижает или вообще выключает экологические требования конкретной машины к составу топливно-воздушной смеси.

Цель любого из вариантов — заставить блок управления думать, что показания кислородного зонда находятся в норме.

Отключение лямбды на программном уровне

Наиболее правильным вариантом считается не физическое, а программное устранение зонда. Для этого требуется прошивать электронную начинку авто под экологический стандарт Евро-2. В то время как обманки лишь имитируют работу, чип-тюнинг имеет следующие преимущества:

  • Улучшение тяги на низких оборотах;
  • Повышение крутящего момента и мощности движка;
  • Повышение отзывчивости педали акселератора;
  • Уменьшение расхода топлива;
  • Общее улучшение динамических характеристик машины;
  • Повышение плавности переключения скоростей;
  • Оптимизация работы мотора при включенном кондиционере.

В цену обязательно входит предварительная диагностика двигателя, точные расценки устанавливает мастер после осмотра и в зависимости от того, какой электронный блок управления установлен в авто и что требуется от программы.

Автосервис «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге профессионально занимается вопросами выхлопной системы автомобиля. Устраняем любые неисправности в короткий срок, проводим диагностику, помогаем с выбором наиболее подходящих вариантов ремонта. Мы сможем быстро удалить лямбду и поставить обманку, а также предоставляем другие услуги по ремонту и тунингу выхлопной системы автомобиля! Звоните по указанному на сайте номеру, и мы проконсультируем вас по любому вопросу!

Обманка лямбда зонд

Современные машины напичканы различными датчиками. Все стремится к тому, чтобы автомобили служили дольше без ремонта. Не все знают, что в конструкции авто есть такое электронное устройство — лямбда-зонд. Он относится к устройства система впрыска. Если лямбда-зонд сломается, двигатель автомобиля будет работать в аварийном режиме.

    1. Кислородный датчик:
      • Принцип работы.
      • Второй лямбда зонд.
    2. Виды обманок.
      • Перепрошивка контроллера.
      • Эмулятор механического типа.
      • Обманка электронного типа.
    3. Заводские обманки.
    4. Что может быть после обманки?
    5. Уход за катализатором.
    6. Вывод.
    7. Видео.

Кислородный датчик

Лямбда зонд — это датчик остаточного кислорода. Устанавливается в выпускном коллекторе двигателя транспортных средств, а также в дымоходе современных котлов отопления. Обозначается значком греческого алфавита λ-зонд. Простыми словам, лямбда зонд — это датчик, который считывает, сколько не сгоревшего кислорода осталось в выхлопных газах.

Каталитические конвекторы занимаются сжиганием оксидов углерода и азота в выхлопной системе, прежде, чем это все пойдет наружу. Лябда-зонд одна из составляющих этого устройства и является неотъемлемой частью для правильной работы аппарата. Для чего и как делать обманку на лямбда-зонд?Кислородный датчик — лямбда-зонд следит за составом смеси, вернее за концентрацией продукцией сгорания топливно-воздушной смеси. Данные он передает на электронный блок управления (ЭБУ).

Из-за низкого качества дорожного покрытия и не всегда качественного топлива, часто бывает, что лябмда зонд ломается вместе с катализатором.

В этом случае требуется замена сломанных деталей или установить обманку кислородного датчика.

Автомобильный датчик кислорода

ЭБУ после получения информации с кислородного датчика определяет, какой концентрации состав топливно-воздушной смеси подавать в следующие циклы. Таким образом компьютер регулирует баланс в работе ДВС.

Где находится кислородный датчик? Ответ: лямбда-зонд расположен спереди от катализатора на приемной трубе или на выходном патрубке коллектора.

Принцип работы

Рабочий элемент кислородного датчика — это гальванический элемент, который состоит из твердого керамического электролита, в основе которого диоксид циркония.

У гальванического элемента есть электроды из губчатой пластины. Покрыт легированным оксидом натрия.

Один электрод устройства определяет, сколько кислорода (О2) содержится в выхлопных газах, а второй — сколько кислорода в окружающей среде. При нагревании датчика кислорода до +300 градусов и за счет разницы содержания кислорода, появляется выходное напряжение.

По значению напряжения, бортовой компьютер определяет, какую смесь подавать в двигатель.

При неправильной работе или поломке лямбда датчика или контроллера, появятся следующие признаки:

  1. Появится сообщение о критической ошибке.
  2. Из глушителя выхлопные газы будут выражены ярким оттенком, может быть черный дым, может белый. Нормальный цвет выхлопных газов — серый.
  3. Двигатель не тянет ни в гору, ни по прямой.
  4. Расход топлива больше, чем был.

Второй лямда-зонд

В некоторых марках и моделях авто устанавливаются два кислородных датчика. Один датчик в этом случае устанавливается на коллекторе или на приемном патрубке, а второй устанавливается в каталитический конвертер.

Причиной детонацией двигателя может быть неисправность кислородного датчика.

Второй лямда датчик измеряет, сколько воздуха содержится в выхлопных газах на выходе из катализатора.

Некоторые водители устанавливают обманчивый датчик лямды, готовой из магазина или сделанную своими руками.

Разновидности обманок, сделанных своими руками

Обманка, она же эмулятор — это устройство, которое не определяет содержание кислорода в газах. Оно служит только для того, чтобы обмануть электронный блок управления автомобилем.

Измененная прошивка контроллера

Перепрошить можно самостоятельно, скачав софт и руководство, как это делать. А лучше отдать специалисту. В электронном режиме через определенную программу отключается кислородный датчик. По факту должно получиться так, что ЭБУ будет получать от катализатора только самое правильное значение и ошибки на панели приборов не будет.

Без лямбда зонда двигатель работает в стандартном режиме.

Механический муляж

Такой способ намного проще. Не требуется перепрошивать программу устройства. Суть проста. Надо просто вставить подходящую втулку между зондом и местом крепления датчика (поверхность патрубка коллектора).Материал втулки должен быть бронзовый или сталь, устойчивая к высоким температурам. Втулка — это пустотелый цилиндр.

Для самостоятельного изготовления обманки, потребуется токарный станок и умении точить. Поэтому лучше отдать какому-нибудь знакомому, работающем на заводе. Обычно так это и делается.

Продаются готовые варианты. Цена готовой обманки в магазине до 1000 рублей на 2019 год. Находим расположение датчика кислорода, выкручиваем его, заворачиваем новый и все.

Электронная обманка

Есть еще один вариант обмануть ЭБУ — электронный вариант, муляж лямбда зонда. Он всегда передает хорошее значение содержание кислорода в выхлопных газах.В основе этой обманки — программируемый процессор. Такой способ обмана бортового компьютера из-за поломки кислородного датчика применяется, когда сломался второй датчик лямбды, то есть тот, который расположен в катализаторе.

Потребуется следующие материалы и инструменты:

  1. Резистор с сопротивлением 1Ом.
  2. Паяльник, олово, канифоль.
  3. Неполярный конденсатор с емкостью 1мкФ (микро Фарад).

Обычно, обманка второго лямбда зонда электронного типа имеет 2 черных провода, белый и синий.

Как установить обманку кислородного датчика:

  1. Первым делом отключаем «массу» от АКБ.
  2. Разорвать синий провод и установить резистор. Черные провода не потребуются.
  3. К белому и синему проводам соединяем конденсатор.
  4. Установить можно в любом месте. Можно между сидениями, можно под капотом, можно в место для разъема.

Купить обманку лямда зонда

Самый простой и эффективный способ с точки зрения установки и экономии времени — это покупка готовой обмакни датчика кислорода.

В Москве обманку лямда зонда в 2019 году можно купить за:

  • 1500 рублей — это за эмулятор катализатора (электронной обманки). Установка обойдется около 500 рублей.
  • До 1400 рублей — это за угловой вариант обманки.
  • До 1200 рублей — это за обманку второго лямбда датчика с металлическим миникатализатором. Подходит для автомобилей с двигателями класса Евро 4.
  • 500 рублей — это за самый распространенный вариант, механическую обманку производителя Fort Luft. В ней нет микрокатализатора. Устанавливается на автомобили до 2001 года выпуска.
Читайте также  Мазда сх 9 расход топлива

Возможные последствия

Такой способ обмануть автомобильный компьютер — рискованное занятие. Может произойти следующее:

  1. Выход из строя всех датчиков без права на восстановления.
  2. В бортовом компьютере могут появиться множество разных ошибок.
  3. Проблемы с проводкой.
  4. Двигатель может работать со сбоями, потому что, когда компьютер должен быть дать сигнал — подать обогащенную смесь или, наоборот, бедную смесь, а этого он делать не будет, потому что обманка показывает, что все в норме.

Как ухаживать за катализатором

  • заправлять хорошим бензином;
  • не ехать по лужам на большой скорости, вода быстро охлаждает катализатор, а это для него совсем не полезно;
  • не добавлять присадки в топливо;
  • своевременно проходите техобслуживание авто;
  • не ездите по пенькам, чтобы датчик не вырвало.

Вывод

Стоимость новых датчиков кислорода не высокая. Поэтому, я рекомендую, не устанавливать обманки, а менять сломанные их на работающие.

Видео

Если горит ЧЕК, то, если причина в кислородном датчике, то при помощи обманки второй лямбды зонда исправляем ситуацию.

Обзор электронной обманки лямбды зонда с мини катализатором.

Как обмануть датчик кислорода.

Отключение (заглушка) лямбда-зонда

Дата: december 30, 2016 10:51 am

Найдите специалиста по чип-тюнингу

Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.

АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
Узнайте про возможные последствия для автомобиля.

Ездить с неисправным кислородным датчиком нельзя. Машина теряет в динамике, повышается расход топлива. Поэтому автовладельцы меняют, чистят, устанавливают обманки или программно отключают лямбда-зонд (глушат). Какой из способов лучше? Разобрали плюсы и минусы каждого.

Заменить лямбда-зонд

Если кислородный датчик неисправен, есть несколько вариантов решения проблемы. Одна из них — поменять ДК. Сделать это можно самостоятельно, купив новую деталь в специализированном магазине или автосервисе. Обратите внимание на маркировку, которая нанесена на старый зонд. С точно такой же должен быть новый зонд.

Замена происходит обязательно на охлажденном двигателе и отключенном зажигании. Для начала от старого устройства отключаются провода. Затем гаечным ключом отсоединяется старый зонд, а на его место ставится новый. Работать надо осторожно, не срывая резьбу.

Если не уверены, что справитесь, обратитесь к специалистам. Они сделают работу качественно. Следующие 50 000–100 000 км оригинал отработает на отлично.

Преимущество установки нового датчика кислорода

  • Экономит топливо от 5 до 15%. Изношенность ДК влияет на расход топлива, поэтому установка нового вернет его в норму;
  • Улучшает работу двигателя;
  • Со 100% уверенностью оповещает о выходе из строя катализатора;
  • Уменьшает выброс вредных веществ.

Существенный минус такого решения — цена. Стоимость нового лямбда-зонда доходит до 25 000 рублей. А если у машины отключен или выбит катализатор, замена не поможет. Нужно программное отключение — чип-тюнинг.

Очистить лямбда-зонд

Часто на кислородном датчике накапливается копоть, а внутри оседают продукты горения. Это мешает ему работать в полную силу. У машины пропадает тяга, снижается максимальная скорость и растет расход топлива. Один из вариантов решения проблемы — чистка лямбда-зонда.

Как проходит чистка кислородного датчика:

  1. Перед чисткой зонда внимательно осмотрите его. Если есть повреждения, либо конструкция деформирована, то неисправность вряд ли связана с загрязнением. Если повреждений нет, можно чистить.
  2. Вам понадобится ортофосфорная кислота, которая хорошо разъедает накипь и очищает от сажи. Не используйте инструменты механической очистки: железная щетка, наждачная бумага, надфиль и прочее. Вы повредите слой из драгоценного металла, и датчик станет непригодным к использованию.
    Снимите кислородный датчик с автомобиля и поместите в кислоту. Чтобы ускорить процесс, возьмите мягкую кисть и равномерно нанесите жидкость по всей поверхности.
  3. Ортофосфорная кислота очищает лямбда-зонд за 15–25 минут. После промойте устройство теплой водой и тщательно высушите.

К сожалению, чистка помогает далеко не всегда.

Если ортофосфорные ванны не принесли результата, датчик кислорода следует заменить или отключить программно.

Установить обманку лямбда-зонда

Сломанный или некорректно работающий ДК невозможно починить, но можно заменить на дорогостоящий новый или установить обманку. Многие автовладельцы выбирают этот простой способ обмана электронного блока управления. При этом обманка посылает ЭБУ усредненный (похожий на рабочий) сигнал и компьютер думает, что все нормально. При этом пропадает весь смысл адаптивности двигателя. Компьютер не понимает насколько качественно готовится смесь и насколько экологичен выхлоп. Без нормального датчика ЭБУ сходит с ума, что приводит к повышенному расходу топлива и другим неприятностям.

Виды обманок на лямбда-зонд

  • Механическая обманка. Эта универсальная запчасть устанавливается практически на все автомобили. Внутри нее есть мини-катализатор, через который проходят выхлопные газы. Там они немного очищаются и электронный блок управления получает заниженные значения вредных выбросов.
  • Электронная обманка. Она специально программируется под определенную марку, объем и год выпуска автомобиля, что делает ее дороже механической. Присоединяют устройство к проводам, через которые значения корректируются до допустимых.

В обоих случаях сигналы с первого и второго кислородного датчика будут разными. ЭБУ примет эти показания за нормальную работу катализатора.

Плюсы и минусы установки обманки лямбда-зонда

Обманка лямбда-зонда погасит «Check Engine». Стоимость, по сравнению с другими решениями, небольшая, поэтому это самая популярная процедура.

Обманка не учитывает разные параметры и условия работы двигателя. Например, регулировку впрыска топлива. Поэтому при автоматической корректировке показания через какое-то время выйдут за пределы условно-нормальных, снова вылезет ошибка Р0140 и загорится чек.

Отключить лямбда-зонд программно

После физического удаления катализатора программное отключение лямбда-зондов, стоящих после него, обязательный этап. Без адаптации находящийся после катализатора ДК передает неправильные показатели выхлопа, загорается чек и двигатель уходит в аварийный режим. Это чревато увеличенным расходом топлива и плохой динамикой.

Отключение с помощью чип-тюнинга принесет приятные бонусы:

  • Увеличатся показатели мощности и крутящего момента;
  • Снизится расход топлива (по сравнению с аварийным режимом);
  • Улучшится тяга на низах;
  • Станет отзывчивей педаль газа;
  • Улучшится общая динамика автомобиля, разгон станет более резвым;
  • Переключения коробки передач будут более плавными;
  • Оптимизируется работа двигателя с включенным кондиционером, машина перестанет «тупить».

Программное отключение лямбда-зондов проводят партнеры ADACT в России и странах СНГ.

ЛЯМБДА-ЗОНД В ОТКЛЮЧКУ

Как определить, насколько эффективно сгорает рабочая смесь в цилиндрах двигателя? Это можно сделать, оценив количественный состав компонентов, полученных в результате сгорания, или, другими словами, выяснив, что содержится в выхлопных газах.

Вот только компонентов в выхлопе не счесть. Проще всего оказалось определить концентрацию свободного кислорода. Здесь существует прямая логика. Если кислорода в отработавших газах маловато, то рабочая смесь в цилиндрах наверняка была чересчур богатой. Если кислорода много, можно говорить о бедной смеси. Причем концентрация находится в непосредственной зависимости от степени переобогащения или обеднения. Осталось передать эту информацию блоку управления двигателем, а уж электроника откорректирует подачу топлива в цилиндры таким образом, чтобы соотношение бензин/воздух в смеси стало оптимальным.
В теории коэффициент избытка воздуха в рабочей смеси обозначается греческой литерой «лямбда». Датчик, зондирующий выхлоп на предмет содержания в нем кислорода, соответственно называется лямбда-зондом.

Важная персона
Несмотря на то что лямбда-зонд — самая последняя инстанция, его правильная работа необычайно важна для двигателя, что совершенно понятно, поскольку сгорание рабочей смеси является определяющим для мощностных, экономических и экологических характеристик мотора. Если лямбда-зонд отказал, блок управления переводит двигатель в режим работы по усредненным параметрам, не отвечающим текущим нагрузочным и скоростным условиям движения. Поэтому неисправности лямбда-зонда обязательно сопровождаются снижением мощности, увеличением расхода топлива и содержания в выхлопе вредных веществ.
К сожалению, срок службы кислородных датчиков не превышает 100 тыс. км пробега. И даже этот ресурс они могут не выработать. Выход лямбда-зондов из строя ускоряется использованием некачественного топлива либо их регулярным перегревом, например, из-за догорания бензина в выхлопном коллекторе, что случается при льющих форсунках, пропусках зажигания, нарушениях фаз газораспределения. Выброс масла в коллектор при изношенных поршневых кольцах, проблемы с запуском, когда из-за многочисленных неудачных попыток несгоревшее топливо оказывается в выпускном тракте, также способствуют преждевременному отказу лямбда-зондов.
Стоит же кислородный датчик 20-120 у.е. в зависимости от модели автомобиля, причем в современных авто замена отказавшего лямбда-зонда может потребовать порядка 250 у.е. Если датчик нуждается в замене слишком часто, то не лучше ли вообще от него отказаться?
Такое желание с учетом низкой надежности лямбда-зондов инжекторных моторов ВАЗ и высокой вероятности заправить автомобиль низкокачественным бензином привело к развитию в России особого вида чип-тюнинга, при котором осуществляется программное отключение кислородного датчика именно на машинах из Тольятти. Для этого программа блока управления двигателем изменяется, чтобы работать, как будто пресловутого зонда не существует вовсе.
Известна проблема быстрого выхода из строя лямбда-зондов и владельцам подержанных иномарок. С нею столкнулся и Дмитрий. Ему слово.

Читайте также  Установка стеклоподъемника на уаз буханка

История болезни
Opel Vectra A 1989 года выпуска с двигателем 1,6 л. На одометре значилось 340 тыс. км пробега. Неудивительно, что машина оказалась проблемной. На приборном щитке горел индикатор Check engine. Автомобиль потреблял слишком много бензина — по трассе около 10 л/100 км, в городе вообще литров 12, а то и больше. Почему купили? Прежний хозяин продавал дешево.
Нашли инструкцию, как считать коды неисправностей. Для этого надо замкнуть между собой определенные контакты в диагностическом разъеме. По миганию лампочки Check engine определили ошибку. Выяснилось, что виноват лямбда-зонд. Купили новый, поставили, и Check engine действительно утихомирился, а расход топлива пришел в норму. Но через две недели опять Check engine, опять лямбда-зонд. Поставили «бэушный». История повторилась, разве что лямбда-зонд б/у приказал долго жить еще раньше. Решили, что самостоятельно с вопросом справиться не можем, и отдали машину в сервис. Там лямбда-зонд поменяли в очередной раз, результат — снова деньги на ветер.
Тем временем я начал искать более подробную информацию по автомобилю и выяснил интересную вещь. Оказывается, на Vectra A устанавливалось два двигателя 1,6 л. Кроме C16NZ, который стоял на моей машине, был еще E16NZ. Собственно говоря, первый пришел второму на смену как раз в 1989 году, чтобы модель соответствовала действовавшим экологическим нормам. Конструктивно они ничем не отличались, только в E16NZ лямбда-зонда и катализатора не было вообще, а для блока управления двигателем предусматривалась другая прошивка.

Поскольку я в компьютерах подкованный, то поставил задачу заменить программу блока управления и тем самым превратить имеющийся C16NZ в E16NZ. Подвиг на это дело еще и тот факт, что прежний владелец, думая, что проблема в компьютере, купил в свое время другой блок, который теперь по наследству перешел ко мне. При наличии двух блоков риск в случае неудачи был минимальным. Пойди что-то не так, все можно было в любой момент вернуть на исходную.
Найти программу оказалось несложно. Кто-то добрый бескорыстно выложил в Интернете необходимую мне прошивку. Объем небольшой — около 200 килобайт. Оставалось только скачать ее на дискету. Позже я попробовал поискать программу чип-тюнинга для увеличения мощности, но такие нестандартные прошивки в свободном доступе отсутствуют — за них надо платить.

Операция на мозге
Нашлась также информация по процедуре перепрошивки. Сначала необходимо извлечь блок управления, который в Vectra A находится под передней панелью со стороны пассажира и закрыт пластмассовым щитком на защелках. Чтобы добраться до управляющего модуля, надо вывернуть саморезы из крышки на алюминиевом корпусе блока. Затем извлекаем печатную плату модуля, а из нее — самую большую из имеющихся микросхем. Она отличается не только размерами, но и наличием 28 выводов и светонепроницаемой наклейки.
Далее нужно специальное устройство — программатор. Кто с радиотехникой связан, поймет, что это такое. В программаторе старую прошивку стирают, а новую соответственно закачивают в микросхему. Остается вернуть микросхему на место и пропаять контакты. Это рекомендуется сделать, иначе из-за вибраций электрический контакт микросхемы с печатной платой будет постоянно теряться. Еще надо припаять к компьютеру подстроечный резистор. Это единственная новая деталь, появляющаяся в блоке после перепрошивки. С помощью резистора компьютер обучается — адаптируется к новым условиям. Если имеются радиотехнические навыки, опять же все это несложно.

Зонд-невидимка
Быть может, и стоило после перепрошивки выбить сердцевину из катализатора, но этого делать не стали. И провода от лямбда-зонда не отключали. Зачем, если этот датчик отключен программно? Компьютер просто перестал лямбда-зонд «видеть», потому что его нет в новой прошивке. Наверняка какой-то сигнал с этого датчика шел, но блоком управления он не принимался или не воспринимался.
А поведение машины поменялось до неузнаваемости. Раньше был вялый старт, теперь переборщишь с педалью газа — колеса срываются в пробуксовку даже на сухом асфальте. И, конечно, пришел в норму расход бензина, ради чего все и затевалось. Съездили на юг и обратно. По трассе при скорости 90 км/ч расход был меньше 6 л/100 км. А по паспорту на двигателе E16NZ как раз и должно быть около 5,5 л/100 км. С работающим лямбда-зондом было бы еще меньше на 100-200 граммов, но менять его каждые две недели — это, извините.
С современным автомобилем такого, пожалуй, не проделаешь. Теперь блоки управления, насколько я знаю, защищены от перезаписи. Надо располагать специальным кодом, для получения которого придется обращаться на завод-изготовитель. В принципе это правильно, потому что производитель защищает от умельцев то, что он делает. Но для наших условий эксплуатации это плохо.

Вердикт «АБw»
Плохо это или хорошо? В том, что выключение исправного лямбда-зонда приведет к увеличению содержания в выхлопных газах вредных для окружающей среды веществ, можно не сомневаться. Но это когда зонд, повторимся, исправен. А если по его вине двигатель «жрет» горючее бочками? Получается, что для экологии второй вариант может быть хуже первого. Правильный выход из данного положения — выяснить причину быстрого выхода из строя лямбда-зонда, устранить ее и заменить датчик.
Сергей БОЯРСКИХ. Фото автора.

Уважаемые читатели «АБw», если вы хотите поделиться собственным опытом эксплуатации и устранения каких-либо неисправностей, сделайте это в нашей газете. Связаться с редакцией можно по телефонам, почтовому или электронному адресам, которые указаны на последней странице «АБw».

Недавно в Германии появилось правило, согласно которому владельцы всех автомобилей, подвергшихся послепродажному вмешательству в компьютер, обязаны регистрировать сделанные изменения в TUV или у других сертифицированных специалистов. Если чип-тюнинг, которому подверглась машина, не будет зарегистрирован, считается, что автомобиль не получил разрешения на эксплуатацию. Вычислить доработанный блок нетрудно по так называемой контрольной сумме. После регистрации о чип-тюнинге придется сообщить в страховую компанию, которая может пересмотреть условия страхования.

В будущем похожими на лямбда-зонды датчиками обзаведутся дизели. В системах нейтрализации окислов азота, которыми их начинают оснащать для соответствия нормам Euro 5, предусмотрен впрыск мочевины в выпускной коллектор. Требуется точное дозирование, иначе лишний аммиак, оставшийся после реакции, образует в атмосфере азотную кислоту. Насколько надежными и долговечными будут эти датчики — вопрос. Не придется ли когда-нибудь программно отключать и их?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: